… я убежден в том, что сексуальное поведение человека отражает свойства его личности, так же как в личности индивидуума отражаются его сексуальные чувства (Александр Лоуэн).
Александр Лоуэн «Любовь и оргазм»: "Прошло пол века с тех пор, как наше общество стало все больше освобождаться от строгостей викторианского периода, сковывавших сексуальное поведение и ограничивающих возможности сексуального самовыражения; результатом стало появление новых взглядов, которые можно назвать сексуальной искушенностью, но которые вряд ли говорят о сексуальной зрелости."
* * *
Среди половых проблем ведущее место занимают сексуальные дисгармонии. Они не являются заболеваниями в полном смысле этого слова, а скорее представляют собой область предпатологии, то есть состояния, которое при неблагоприятных обстоятельствах может привести к развитию функциональных половых заболеваний, а при своевременной коррекции приводит к восстановлению нормальной половой деятельности.
Сексуальные дисгармонии требуют не лечения, а психопрофилактики и психогигиены или, как сейчас говорят, психокоррекционной работы.
Проводя беседы со взрослыми людьми, молодоженами и т.д., надо указать на роль предварительного (подготовительного) периода половой жизни, который играет не меньшую роль, чем сам половой акт.
В противоположность зарубежным авторам (R. Steet et al.), односторонне подчеркивающим только роль сексуальной техники, отечественные специалисты выдвигают понятие о сочетании техники и психологического содержания. Так, умеренно выраженное преждевременное семяизвержение (укороченный половой акт) может быть корригировано улучшением подготовительного периода.
Существенной проблемой является общение мужа и жены, достижение одинакового понимания ими взглядов и мнений друг друга.
ПРОФИЛАКТИКА СЕКСУАЛЬНЫХ ДИСГАРМОНИЙ
Все приведенное показывает, какую важную роль в жизни каждой брачной пары и всего общества играют сексуальные расстройства.
Несомненно, одним из самых лучших методов лечения является психотерапия, особенно гипносуггестивная, применяемая в чистом виде, или как составная часть комплексного лечения, где она, бесспорно, играет ведущую роль (А.Н. Гудкович и Е.Н. Мейтина, С.П. Горбачева и М.И. Момот, Н.С. Нешков и др.). И.А. Копылова получила хорошие результаты и от аутогенной тренировки.
Сексуальные расстройства часто ведут к разрушению семьи, к разводам, где в первую очередь страдают дети. Поэтому необходимо усиление борьбы за укрепление хорошей, крепкой семьи.
Когда на сексуальной или иной почве возникают семейные конфликты, могущие привести к разрушению семьи, наша задача постараться выявить этиологию этих конфликтов и путем лечения одного или обоих супругов, путем разъяснения стараться их ликвидировать.
В этом отношении очень интересна работа, проводимая в Сент-Луисе (США) клиникой W. Masters, V. Johnson, которые брали на лечение только брачные пары и в течение двух недель проводили комплексное безмедикаментозное лечение, основным компонентом которого являлась психотерапия.
Большинство дисгармоний в супружеской жизни происходит из-за крайне малой осведомленности в половых вопросах либо одного из супругов, либо обоих. Необходимо в самых широких масштабах развивать санитарно-просветительную, санитарно-профилактическую, психогигиеническую работу.
Надо, чтобы юноши и девушки вступали в брак не с завязанными глазами, стоя на краю пропасти, с примитивными, а иногда и с извращенными понятиями о супружестве вообще и о половой жизни в частности.
Конечно, такая задача не под силу одному врачу. Ее лучше всего выполнит врачебный коллектив, состоящий из врачей различных специальностей (гинеколога, уролога, эндокринолога, невропатолога, психиатра, педиатра), а также психолога и юриста.
У нас научная работа в области сексологии возобновилась с 1953 года (Г.С. Васильченко), а санитарно-просветительная сексологическая работа – с 1966 года.
Чтобы предотвратить развитие сексуальных нарушений, прежде всего нужно правильно организовать санитарно-просветительную и воспитательную работу среди детей и юношей.
Приведем пример: по данным исследований источник половой информации девочек:
1908 год – число наблюдений 324 – автор: Н.Д. Жбанков – источник информации: семья 12,7%, школа 17,0%, подруги 66,8%;
1923 год – число наблюдений 550 – автор: С.Я. Голосовкер – источник информации: семья 1,2%, школа 1,2%, подруги 64,2%;
1972 год – число наблюдений 500 – автор: З.В. Рожановская – источник информации: семья 5,0%, школа 6,4%, подруги 67,8%;
Как видно из приведенных данных, основным источником полового просвещения были более «опытные» подруги-сверстницы или девочки старшие по возрасту. В большинстве случаев эти сведения в циничном, разлагающем виде поступают до 10-12 лет, а иногда и раньше. Сведения же, полученные от семьи и школы, не только занимают крайне незначительное место, но и сильно запаздывают. так по данным З.В. Рожановской, 75% случаев половое просвещение в семье и школе начинается в 15 лет и позднее.
Даже к началу менструаций своевременно и надлежащим образом не было подготовлено, по Н.Д. Жбанкову, 44,75% девочек, а по С.Я. Голосовкеру – 47,6%. Становится понятным, почему так часто встречаются женщины, страдающие с детства первичными меналгиями: с одной стороны - психическая травма (страх), вследствие которой образуется условно-рефлекторная связь «кровь – боль», а с другой стороны – чрезмерная сенсибилизация и ожидание боли.
За последнее время отмечается крайне нежелательная как бы поляризация полового поведения молодежи. С одной стороны – распущенность, ранний петтинг, раннее начало половой жизни, а с другой стороны – ханжеское замалчивание половых вопросов и неправильное воспитание. Так, по данным З.В. Рожановской, 12,6% пациенток (из 500 здоровых женщин) до самого замужества ничего не знали о половой жизни. По данным В.И. Здравомыслова (обширным сексологическим наблюдениям) более 10% обратившихся а помощью женщин страдали тяжелым вагинизмом, который, бесспорно. является психогенным заболеванием.
Первые сведения о сексуальных отношениях, о любви и браке молодежь должна получать в школе в планом порядке от воспитателей, инструкторов физкультуре, учителей и врачей в доступной возрасту тактичной форме.
!!! Анализ анкет, проведенный Н.Д. Жбанковым, показал, что в 33 из 324 семей (более 10%) родители в своих половых сношениях не стеснялись детей, что совершенно недопустимо. К сожалению, далеко не все родители это осознают.
Остановимся на психологической стороне полового воспитания мальчиков и девочек, а в дальнейшем и подростков обоего пола.
Мальчиков нужно воспитывать в духе уважения, защиты и помощи девочкам. Ведущую роль должны играть личный пример. Прообразом отношения мальчика, а в дальнейшем юноши к девочке и девушке будет служить поведение его матери и отношение к ней отца.
Вторым важным моментов воспитания может быть использование книг и других видов искусства.
Следующим этапом является тактика родителей и других взрослых при необходимости давать ответы на вопросы детей, относящиеся к полу. Такие вопросы формируются различно, в зависимости от возраста и интересов детей.
Имеются разногласия по вопросу о том, когда начинать объяснение детям того, как происходит деторождение, почему люди делятся на мужчин и женщин и т.д. одни придерживаются мысли о том, что подробное разъяснение нужно начинать активно, не дожидаясь формирования соответствующего интереса, другие (и мы принадлежим к их числу) считают, что разъяснение должно идти параллельно этому процессу. Беседы отца с сыном способствуют развитию у ребенка волевых качеств, механизмов самоутверждения, «социализации» полового чувства. Беседы матери способствуют развитию у детей эмоциональной мягкости, понимания чувств другого человека.
Половое воспитание вне семьи проводится главным образом в школе, и его целесообразно сочетать с нравственным воспитанием вообще, укрепляя и всячески поддерживая здоровые традиции в этом отношении.
В круг полового воспитания подростков входит и разнообразная информация по поводу возникающих у них половых отправлений. В здоровой и хорошо организованной семье обычно эта работа проводиться весьма успешно. В настоящее время сравнительно редко бывают случаи тяжелых невротических реакций у девушек на появление у них менструаций ввиду правильности их подготовки со стороны матерей.
Несколько чаще наблюдается реакция мальчиков на появление поллюций, и все еще довольно часты различные дефекты воспитания в связи с подростковым онанизмом. Современные научные данные говорят о том, что подростковый онанизм практически безвреден и единственным отрицательным моментом может быть лишь последствие запугивания им (Г.С. Васильченко, K. Imelinski).
Подростковый онанизм наблюдается почти у всех мальчиков и примерно у половины девочек. однако до сих пор встречаются случаи запугивания последствиями онанизма не только со стороны родителей, но даже некоторых врачей. Вся тактика родителей и врачей должна сводиться к развенчиванию онанизма, к тому, чтобы подросток утратил к нему интерес, но в то же время неуместны какие-либо запреты этой привычки и запугивание ее последствиями.
Необходимо считаться и с возможностью доступа некоторой части подростков к эротическим книгам, а иногда и к порнографическим изданиям, распространяющимися тайно. Правильным будет прививать чувство брезгливости при знакомстве с такого рода литературой. В противовес такой возможности надо систематически знакомить подростков с лучшими художественными произведениями, воспевающими любовь.
Надо воспитывать как у подростков, так и у взрослых воспитателей тактичное и бережное отношение к первым проявлениям чувства у школьников. Факты высмеивания их, перехвата и чтения записок и писем, запрета, налагаемого на их встречи, и т.п. должны быть осуждены.
Важное значение в системе полового воспитания имеет предупреждение раннего начала половой жизни и добрачных связей.
* * *
Целесообразно указать на те основные направления, по которым следует вести так называемое половое просвещение взрослых мужчин и женщин.
1. Психогигиенические консультации и половое просвещение до вступления в брак касаются роли различных сексуальных отправлений (менструации, поллюции, онанизм и т.д.), желательности и возможности воздержания, советов по упорядочению и культуре взаимоотношений между полами.
2. Психогигиеническая работа при вступлении в брак. Групповые лекции и индивидуальные консультации, касающиеся возраста вступающих в брак, значения наследственности, основных вопросов организации семейной жизни, и лишь при необходимости, обратившиеся за консультацией могут получить более детальные сексологические советы (по технике половой жизни с обращением особого внимания на необходимость периода предварительных ласк).
3. Психогигиеническая работа среди лиц, состоящих в браке. В содружестве с сексопатологом и гинекологом даются рекомендации о режиме половой жизни, наилучших способах предохранения от беременности, расширении диапазона приемлемости, о частоте половых сношений, о различных позициях в половом акте и т.д.
4. Психогигиеническая работа с лицами, поставившими вопрос о разводе. В данном случае целесообразно указать конкретнее пути ликвидации внутрисемейных конфликтов. Многие лица, состоящие в браке, твердо усвоили понятие о равноправии полов, но в практической жизни понимают его упрощенно только как равенство и тождество мужа и жены. В результате стираются специфические психологические особенности мужа и жены, происходит известная «лдесексуализация», состоящая в том, что муж либо мало участвует в семейной жизни, либо выступает в виде сексуально нейтрального и даже женоподобного субъекта. В то же время лишенная женственности и сексуальной привлекательности жена приобретает некоторые черты мужского поведения.
Задачей полового просвещения, воспитания и образования является сохранение и укрепление специфически мужских и женских черт, мужского и женского поведения мужа и жены в условиях их равноправия. Недаром К.Маркс на вопрос своих дочерей, что он ценит больше всего в мужчине и что в женщине, указал на силу в мужчине и слабость в женщине, то есть в известном смысле подчеркнул их противоположные особенности.
Следует подчеркнуть, что между мужем и женой, а также всеми членами семьи должны господствовать не просто отношения равенства, а гармонии, которая предполагает не одинаковость людей, а их взаимное дополнение.