Проблема «усталого лица» (контурно-инъекционная коррекция)
Молодое, красивое и гармоничное лицо характеризуется объемными, гладкими, ровными контурами, плавно переходящими с одной зоны лица на другую, отсутствием кожных заломов, складок и резких перепадов поверхности кожи за счет игры света и тени. Обычно более выраженные возрастные изменения проявляются в средней трети лица (от скул до кончика носа, от уровня глаз до носогубной зоны): темные круги под глазами, изменения рельефа лица и т.д.
Одной из распространенных жалоб является проблема «усталого лица», которая (проблема) возникает вследствие появления и/или углубления носо-скуловой, пальпебро-малярной (граница между щечной и орбитальной областями), слезной борозд и носо-губных складок (см. фото). Степень проявления инволюционных изменений зависит от многих факторов (набор и потеря веса, курение и другие вредные привычки, наличие хронических заболеваний, подверженность в прошлом чрезмерной солнечной инсоляции и др.), ведущих к потере эластичности и гидратации кожи, атрофии тканей с потерей их объема. Выраженность носо-скуловой и пальпебро-малярной борозд определяется полом, возрастом, конституцией.
Деформация средней зоны лица, проявляющаяся указанными выше деформациями обусловлена также строением кожи, подкожной клетчатки и лицевого скелета, расслаблением поддерживающих соединительнотканных связок, снижением тургора кожи, птозом мягких тканей и др. Возрастные изменения кожных покровов, проявляющиеся снижением эластичности, изменением окраски, значительным истончением, еще больше подчеркивают и без того существующий перепад кожи по ее толщине на границе «веко – щека – корень носа».
Еще один фактор, способствующий деформационному изменению носо-скуловой и пальпебро-малярной борозд, – костная атрофия (или гипоплазия) верхнечелюстной и скуловой костей, влияющая на состояние вышележащих тканей (даже в средней возрастной группе). Нередко появление щечно-скуловой борозды наблюдается в довольно молодом возрасте и связано не с возрастными изменениями, а с анатомо-физиологическими особенностями лица (худое лицо, нарушение пропорций лица, особенности прикуса и т.д.).
Для решения проблемы «усталого лицо» в настоящее время применяют безоперационные инъекционные (контурно-инъекционные) методы коррекции (пластики), которые направлены не только на коррекцию контура непосредственно в области западения, но и в прилежащих анатомических зонах (сегодня контурная пластика лица – это инновационное направление современной эстетической медицины). Для коррекции используется препараты (их еще называют филлеры [от английского fill – «наполнять»]) на основе гиалуроновой кислоты разной вязкости (биогели): более плотный – для скуловой области и менее вязкий – для пальпебро-малярной и носо-скуловой борозд.
Препараты на основе гиалуроновой кислоты наиболее полно отвечают желаниям пациентов и потребностям специалистов. Биодеградируемые филлеры (гели) на основе гиалуроновой кислоты (рестилайн, ювидерм, суржидерм) максимально соответствуют требованиям к интрадермальным имплантатам. Гиалуроновая кислотаявляется природным полисахаридом и важным элементом соединительной ткани дермы, количество и качество которого изменяется в процессе хронологической деградации тканей. При введении препаратов гиалуроновой кислоты происходит стимуляция синтеза собственной гиалуроновой кислоты и нео-коллагеногенеза. Имплантат гиалуроновой кислоты подвергается полной деградации до СО2 и воды и выводится из тканей, что позволяет получить естественный корректируемый результат. Поэтому применение препаратов гиалуроновой кислоты в эстетической медицине логично и оправдано.
Во время процедуры мельчайшие порции геля вводятся в кожу шприцем с тончайшей иглой или с гибкой канюлей. Эффект от процедуры наступает сразу после процедуры и окончательно формируется в течение 2 недель. В некоторых случаях, чтобы достичь желаемого результата, требуется повторная процедура. Для постоянного эффекта инъекции через определенный срок можно повторять, не дожидаясь полного рассасывания препарата. Инъекции этих гелей имеют и профилактическое действие как средство для борьбы с уже наметившимися морщинками, поэтому использовать этот метод можно начиная с 25 - 30 лет.
Для профилактики нежелательных явлений и осложнений контурно-инъекционной пластики требуется тщательный отбор пациентов. Так, например, пациенты с выраженными грыжами нижних век, пастозные или, наоборот, с резко истонченными покровными тканями, выраженным недоразвитием верхнечелюстных и скуловых костей (требующие значительного объема геля для их восполнения, что неизбежно приведет к смещению материала) являются плохими кандидатами для коррекции пальпебро-малярной и носо-скуловой борозд указанным выше способом. С целью профилактики травмы сосудов и чувствительных нервных волокон от врача требуются хорошее знание анатомии и опыт работы в контурной пластике. К тому же, для коррекции средней зоны лица предпочтительнее работать био-деградируемыми филлерами, так как в случае возникновения нежелательных явлений или осложнений, эти проблемы будут носить временный характер. В случае непостоянных наполнителей также возможно использование гиалуронидазы для более быстрого выведения материала.
Также следует помнить, что инъекции проводятся после завершения курса пилингов и полной реабилитации кожи. Введение имплантатов после инъекций ботулотоксина (в ту же область) проводится не ранее, чем через 2 недели - когда максимально реализуется действие токсина. Возможно сочетание различных имплантатов в одной процедуре для потенцирования и поддержания их действия, но только одного производителя. При наличии в зоне планируемой инъекции биодеградируемых имплантатов других производителей проводить процедуру не рекомендуется до полной резорбции препаратов. Наличие перманентного филлера является абсолютным противопоказанием для введения других препаратов, т.к. особенности данных имплантов могут привести к развитию трудно корректируемых осложнений.