Авиационной травмой называют повреждения, возникающие у членов экипажа, пассажиров и других лиц в процессе эксплуа¬тации и обслуживания самолетов. Чаще всего такие поврежде¬ния причиняются лицам, находящимся внутри самолета, при падении его на землю.
В зависимости от условий и обстоятельств происшествия авиационную травму делят на следующие виды:
травма внутри самолета во время полета;
травма при покидании летящего самолета;
травма внутри самолета при падении его на землю;
травма внутри самолета, находящегося на земле;
травма лиц, находящихся на земле вне самолета;
комбинированные травмы.
Характер авиационной травмы зависит от типа самолета, скорости и высоты полета, угла падения и т.д. Авиационные травмы на земле встречаются значительно реже и связаны с по¬паданием людей под винты работающего двигателя самолета или сопровождающих его потоки воздуха. При этом наблюдают¬ся обширные грубые повреждения тела. С появлением реактив¬ных самолетов отмечены случаи засасывания в работающие дви¬гатели человека, слишком близко подошедшего к самолету.
Повреждения, наблюдающиеся при падении самолета, весь¬ма многообразны. Иногда по характеру обнаруженных на трупах повреждений можно в некоторой степени судить об условиях, при которых произошла катастрофа. Так, при падении самолета с большой высоты трупы погибших часто подвергаются расчле¬нению. И напротив, при ударе самолета о землю во время гори¬зонтального полета или при небольшом наклоне к земле рас¬членения трупов, как правило, не наблюдается.
Для выяснения причин катастрофы большое значение имеет исследование крови и внутренних органов из трупов пилота и членов экипажа на предмет определения алкоголя (наркотиков) и окиси углерода. Эти исследования должны производиться вне зависимости от того, поставлены или нет подобные вопросы на разрешение экспертизы. Отравление окисью углерода возможно вследствие попадания в кабину пилота ее небольших количеств, тем более, что на высоте действие угарного газа усиливается.
Обнаружение карбоксигемоглобина в крови трупов погиб¬ших, конечно, не дает возможности решить вопрос об источни¬ке окиси углерода, поскольку последняя может образоваться в самолете при пожаре от разбитого огнетушителя и т.д. Одновре¬менное нахождение копоти в дыхательных путях и ожогов сли¬зистой оболочки дыхательного горла позволяет утверждать, что пострадавший находился в атмосфере пожара. Отсутствие всех этих признаков указывает на то, что труп обгорел уже после па¬дения самолета.
При исследовании трупов в случаях авиационной травмы часто возникает вопрос об идентификации личности погибших. Для этого должны быть использованы особые приметы (татуи¬ровки, родимые пятна и т.д.), рубцы, зубные протезы, а также одежда и обувь. Иногда возникает необходимость в проведении реставрации трупа для последующего опознания.
Пример.
17 июня 1997 г. пассажирский самолет «Ан-2» потерпел катастрофу в Тульской области через несколько минут после взлета с аэродрома.
На борту самолета находилось семь человек (пять пассажиров и два члена экипажа). Через 10 минут после взлета у самолета начал с перебоя¬ми работать двигатель. При аварийной посадке самолет зацепил шасси за высоковольтный провод линии электропередачи и рухнул на землю.
В результате аварии пять человек погибли, а двое с множественными тяжелыми повреждениями в критическом состоянии доставлены в област¬ную больницу.
Проведение судебно-медицинской экспертизы при авиа¬ционной травме подразделяется на следующие этапы: выявле¬ние повреждений, свойств травмирующего предмета и меха¬низма его действия; определение последовательности возник¬новения повреждений; группировка повреждений по свой¬ствам и механизму действия травмирующих предметов; фор¬мулирование выводов о возможности образования всех обна¬руженных повреждений при условиях, установленных органа¬ми расследования.
Основные вопросы, решаемые судебно-медицинской экспертизой при авиационной травме
При судебно-медицинской экспертизе разрешают следующие вопросы:
1. Каково было состояние здоровья пилота и других членов экипажа перед полетом? Не ухудшилось ли оно во время полета?
2. Какие повреждения обнаружены на трупах членов экипа¬жа, каков механизм их образования, от воздействия каких час¬тей кабины они образовались?
3. Какова последовательность образования этих повреждений?
4. Являются ли эти повреждения прижизненными?
5. Находились ли члены экипажа при жизни в очаге пожара?
6. В какой позе находились пилот и другие члены экипажа в момент столкновения самолета с землей? Находился ли пилот на своем рабочем месте и пытался ли управлять самолетом?
7. Обнаружен ли в крови и тканях погибших этиловый спирт (наркотики)?
8. Какова причина смерти членов экипажа, когда и как быстро она наступила?
9. Нет ли на трупах пилота и других членов экипажа огнестрельных или колото-резаных ран, а также иных повреждений, не являющихся авиационной травмой?
10. Какому члену экипажа, кому из пассажиров принадлежат обнаруженные останки, предметы снаряжения, одежды и обуви?
11. Какова возможность причинения повреждений конкретными деталями и частями самолета?
12. Соответствуют ли повреждения на теле и одежде пострадавших?
13. Какова возможность возникновения повреждений при определенных обстоятельствах авиационного происшествия?
Расследование авиационных катастроф проводится комисси¬онной экспертизой с участием судебно-медицинского эксперта и специалистов по авиационной медицине и авиационной технике.
Водно-транспортная травма
Общие положения
К числу травм этой группы относятся повреждения гребны¬ми винтами двигателей кораблей, повреждения тросами и якорь-цепью. Наибольшие трудности в ходе экспертизы возникают при изучении повреждений, нанесенных гребными винтами. Послед¬ние могут причинять ранения как живому человеку, когда он за¬сасывается струей воды и попадает на вращающиеся гребные винты, так и трупу, находящемуся в воде.
Если живой человек (или труп) попадает в струю воды, об¬разующуюся от работающих гребных винтов, то он с силой за¬тягивается под днище корабля и перемещается около вращаю¬щихся гребных винтов, где наибольшая сила течения, а затем выталкивается за корму. Количество, характер и обширность повреждений зависят от размеров и скорости вращения греб¬ных винтов.
Повреждения от действия гребных винтов чаще локализу¬ются на голове и верхних конечностях и нередко имеют вид больших надрубов и разрубов (при массивных металлических лопастях с острыми ребрами), характеризующихся косым на¬правлением, лоскутным характером ран, значительным их зия¬нием, осадненностью кожных краев. При наличии нескольких повреждений обращает на себя внимание одинаковая направ¬ленность ран с отклонением лоскутов в одну сторону, т.е. как бы их веерообразное расположение; от действия тупых граней винта на туловище, ягодицах и бедрах могут образовываться только значительные ушибы, сопровождающиеся закрытыми переломами костей.
Гребные винты судов малых размеров (моторные лодки, не¬большие катера) не дают разрубов и рассечений, а лишь наносят обширные рвано-ушибленные раны мягких тканей с осаднением кожи. Часто эти раны имеют одинаковый характер, направлен¬ность и величину. Количество повреждений будет зависеть от времени нахождения тела в зоне вращения лопастей, их числа и скорости вращения.
Пример.
Гражданин Е., 16 лет, 13 августа 1997 г. выпал из весельной лодки в момент ее столкновения с моторной лодкой на Борисовских прудах в ока¬зался около вращающегося гребного винта моторной лодки.
При извлечении из воды у пострадавшего Е. отмечалось две сход¬ные по характеру и величине рвано-ушибленные раны правого бедра. Первая рана размерами 20 х 8 х 9 см начиналась от верхней передней ости подвздошной кости до паховой области с повреждением большой части передней и внутренней группы мышц бедра с их сосудами и фас¬циями. Вторая рана размерами 19 х 7 х 8 см располагалась на нижней трети правого бедра с повреждением передней группы мышц бедра и ранением сосудисто-нервного пучка.
Смерть Е. последовала от присоединившегося сепсиса на 17-й день по¬сле травмы.
Повреждения тросами и якорь-цепью образуются при их об¬рыве или попадании в образующиеся петли при швартовке или отчаливании. В таких случаях могут наблюдаться обширные по¬вреждения вплоть до ампутаций конечностей, размятия внутренних органов и даже расчленения тела.
Основные вопросы, решаемые судебно-медицинской экспертизой при водно-транспортной травме
При водно-транспортной травме на разрешение судебно-медицинского эксперта могут быть поставлены следующие вопросы:
1. Какие повреждения обнаружены на пострадавшем (живом лице, трупе)?
2. Каков механизм образования этих повреждений?
3. Могли ли эти повреждения образоваться от удара водно-транспортным средством? Если да, то в какую часть тела, в каком направлении был нанесен первичный удар? Какой частью водно-транспортного средства он мог быть нанесен?
4. В каком положении по отношению к водно-транспортному средству находился пострадавший в момент травмы?
5. Имело ли место волочение тела водно-транспортным средством? Если да, то каково его направление, в каком поло¬жении находилось тело во время волочения?
6. Могли ли повреждения, обнаруженные у погибшего, обра¬зоваться при выпадении из движущегося водно-транспортного средства?
7. Не страдал ли пострадавший заболеваниями органов зре¬ния и слуха?
8. Какова последовательность причинения повреждений?
9. Нанесены ли смертельные повреждения прижизненно?
10. Какова причина смерти?
11. Не принимал ли пострадавший незадолго до смерти ал¬коголь (наркотические вещества)?
12. Является ли след, обнаруженный на водно-транспортном средстве, следом крови? Если это кровь, то какова ее видовая принадлежность? Если это кровь человека, то каковы ее группо¬вая специфичность и половая принадлежность?
13. Является ли волос, обнаруженный на водно-транспорт¬ном средстве волосом человека или животного? Если это волос человека, то с какой части тела он происходит? Какова его групповая принадлежность?
14. Сколько времени прошло от смерти до исследования трупа?