Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания у взрослых
Актуальность: в случае нераспознанного или нелеченого гиперактивного расстройства с дефицитом внимания у взрослых могут иметь место меньшие профессиональные достижения, больший финансовый дискомфорт, высокий уровень разводов и проблем во взаимоотношениях, повышенная частота инфекций, передающихся половым путем, конфликты и правонарушения, высокая частота злоупотребления и зависимости от психоактивных веществ, тревога, депрессия, постоянные опоздания и нередкие вспышки гнева (WebMD, 2013).
Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания (ГРДВ) – это нейроповеденческое состояние, которое проявляется ухудшением концентрации внимания, когнитивных (познавательных) процессов и импульсивностью. В исследованиях мозга при ГРДВ был выявлен дефицит активности в префронтальной коре. Данная область мозга вовлечена в процессы рабочей памяти, внимания, организации, ограничения и импульсивности (процессы, которые страдают при ГРДВ). Принято считать, что ГРДВ является заболеванием детского возраста, но приблизительно у половины лиц, у которых ГРДВ развилось в детстве, симптомы остаются стойкими и в дальнейшем.
Многочисленные исследования подтверждают роль генетического компонента в развитии ГРДВ (наследственная детерминированность ГРДВ составляет 75 - 91% [Zhang et al., 2012]). Вероятнее всего не один, а группа генов, в комбинации с действием стрессовых факторов в период внутриутробного развития или в раннем возрасте, создают условия, необходимые для возникновения ГРДВ. Наследственная отягощенность и воздействие средовых факторов в раннем возрасте связаны с очень высокой частотой ГРДВ в семьях. Существует множество средовых факторов, связанных с ГРДВ. Ни один отдельно взятый генетический фактор не может прогнозировать ГРДВ, это же относится и к средовым. Значимыми факторами представляются:
токсемия во время беременности; заболевания и психосоциальный стресс у матери; внутриутробное воздействие никотина; эмоциональная дистанция родителей и воспитателей с ребенком, критицизм.
Большинство из этих факторов биологически связаны с ответной реакцией на стресс у ребенка, поскольку ведут к избыточному воздействию катехоламинов на развивающийся мозг. Имеет смысл рассматривать ГРДВ как частный случай адаптивной реакции мозга на постоянную его стимуляцию катехоламинами (Faraone et al., 2002).
Поскольку ГРДВ является хроническим заболеванием, которое началось в детстве, ГРДВ у взрослых является продолжением симптомов детского ГРДВ. Около 20% взрослых с ГРДВ также имеют большие депрессии или биполярные расстройства. До 50% имеют тревожные расстройства. Биполярные расстройства может быть очень трудно отличить от ГРДВ не только у взрослых, но также и у детей. Около 20% взрослых с имеют расстройства способности мозга к обучению. Это, как правило, дислексия и проблемы слуховой обработки. По сравнению со взрослыми без ГРДВ, больные ГРДВ, как правило, имеют более низкий уровень образования, зарабатывают меньше денег, и, как следствие, их чаще увольняют. Примерно 1 из 5 взрослых с ГРДВ также борется со злоупотреблением психоактивными веществами. Исследования показывают, что подростки с ГРДВ в два раза чаще курят сигареты, чем их сверстники, которые не имеют ГРДВ. Курение в подростковом возрасте является фактором риска для развития злоупотребления психоактивными веществами в зрелом возрасте.
Для того чтобы поставить диагноз ГРДВ, имеющиеся симптомы (см. диагностические критерии) должны в значительной степени ухудшать функционирование человека в возрасте до 12 лет, что не может быть объяснено альтернативным психическим расстройством. Становясь старше, лица с ГРДВ демонстрируют механизмы преодоления и подавления симптомов очевидной гиперактивности, поэтому для постановки диагноза необходимо учитывать проблемы с концентрацией внимания и выделением приоритетов, которые скрываются за сложностями в работе и отношениях с окружающими. Такие изменения в понятии ГРДВ дают возможность распознать его у взрослых, даже если гиперактивность была устранена, а воспоминания о развитии расстройства в детском возрасте размытые.
Метилфенидат и амфетамины долгое время были и до сих пор остаются препаратами выбора для лечения детей и взрослых, страдающих ГРДВ. Терапевтический ответ при использовании психостимуляторов достигает 70%. Поводом для беспокойства является способность стимуляторов повышать артериальное давление и вызывать сердечно-сосудистый стресс как у детей, так и у взрослых. Долговременная безопасность использования этих препаратов у взрослых до сих пор не изучена, поэтому необходимо соблюдать осторожность, в частности у пациентов с сердечно-сосудистыми факторами риска. К тому же установлена связь между употреблением стимуляторов и депрессией, а поскольку у взрослых ГРДВ часто сопровождается тревогой и депрессией наиболее адекватным шагом в терапии ГРДВ является сочетанный прием антидепрессантов и стимуляторов. Положительное действие при ГРДВ, в частности у взрослых оказывают такие трициклические антидепрессанты, как имипрамин и нортриптилин. Помимо этого, они эффективны при тревоге и тикозных расстройствах (которые часто встречаются при ГРДВ), улучшают засыпание при приеме на ночь (что также может быть полезным в сочетании со стимуляторами, поскольку последние иногда вызывают бессонницу).
В качестве дополнения к лечению, а также как препарат второго выбора для устранения симптомов ГРДВ эффективен атомоксетин, но он не может без предостережений применяться как препарат первой линии терапии. Вариантом терапии ГРДВ и коморбидных состояний является бупропион. По данным обсервационных исследований, бупропион может улучшать когнитивное функционирование, уменьшать проявления депрессии, агрессивности и гиперактивности у взрослых пациентов с ГРДВ. Бупропион иногда оказывает непредсказуемое влияние на тревогу, усиливает тики и снижает судорожный порог, поэтому не следует назначать его пациентам с тикозными расстройствами или судорогами в анамнезе, а также рекомендуется осторожно применять у лиц с тревогой. Среди нефармакологических видов лечения ГРДВ ведущее место занимает когнитивно-поведенческая терапия, которая аключается в работе с квалифицированным специалистом для создания механизмов преодоления и поведенческой адаптации когнитивных процессов, которые вызывают проблемы у пациента.