Когда и как рекомендуется приучать ребенка к горшку
Основываясь на данных литературы и предметных исследованиях адекватным возрастным ориентиром для полноценного обучения ребенка санитарно-гигиеническим навыкам должно служить второе полугодие 2-го года его жизни - от 18 до 24 месяцев (откладывать туалетное обучение до возраста свыше 24 месяцев и более нецелесообразно), когда мышцы и нервы, позволяющие физически контролировать мочеиспускание, полностью сформированы, а ребенок достиг определенной зрелости в психологическом развитии – он может:
самостоятельно стоять на прямых ногах; ходить без помощи других; [любит] тянуть или толкать вещи при ходьбе; пытаться бегать; сидеть на маленьком стульчике.
В начале туалетного обучения родителям следует обратить особое внимание на три важных момента:
во-первых, достижение ребенком дневного и ночного контроля функций кишечника и мочевого пузыря ожидается в разном возрасте; дневной контроль физиологических отправлений обычно на несколько недель или месяцев опережает соответствующий контроль в ночное время суток;
во-вторых, в большинстве случаев контроль кишечника достигается быстрее, чем контроль мочевого пузыря; в этой связи от ребенка следует добиваться, в первую очередь, пользования горшком при опорожнении кишечника;
в-третьих, мальчики и девочки в разное время начинают контролировать физиологические отправления - ранняя, средняя и поздняя стадии: ранняя стадия контроля (сигнализация об акте без достижения стойкого контроля) у девочек отмечается к возрасту 12 - 18 месяцев, а у мальчиков – 18 - 30 месяцев; средняя стадия (способность к произвольному удержанию мочи в течение от 1 до 5 мин) достигается девочками к возрасту 18 - 24 месяцев, мальчиками – 30 - 40 месяцев; поздняя стадия (ребенок остается сухим весь день и не пачкает белья) характерна для девочек, достигших возраста 2,5 - 3,5 года, для мальчиков - 3,5 - 5 лет.
Родителям всегда следует помнить, что овладение ребенком самостоятельными навыками опрятности – постепенный процесс, во многом зависящий от мотивации и заинтересованности ребенка. В начале обучения родители объясняют ребенку, а возможно даже показывают, что нужно делать, но впоследствии именно желание и настрой ребенка будут определять, когда необходимо предпринять следующий шаг (! ребенок, как, впрочем, и всякий взрослый человек, склонен к переменам в настроении; ранний этап туалетного обучения лучше проводить тогда, когда все члены семьи здоровы и жизнерадостны). На протяжении всего обучения родители должны поощрять и закреплять каждое достижение младенца и не скупиться на похвалы. Выработка и развитие контроля над сфинктерами кишечника и мочевого пузыря — это процесс, связанный с созреванием. Его нельзя ускорить ранним началом или высокой интенсивностью обучения. Как показывают проведенные исследования, в случаях, когда приучение ребенка навыкам опрятности начиналось неоправданно рано, достижение результатов наблюдалось примерно в то же время, что и у родителей, дождавшихся, пока их ребенок будет к этому физиологически готов. Время, затрачиваемое на приучение к горшку, начиная с возраста около 18 месяцев, составляет в среднем 7 месяцев вместо 12 - 15, требуемых при приучении ребенка с более раннего возраста.
Признаки готовности ребенка к началу туалетного обучения:
ребенок остается сухим больше 2-х часов подряд в дневное время; акты дефекации становятся регулярными и предсказуемыми; ребенок умеет ходить и в состоянии самостоятельно садиться на горшок; ребенок знает и понимает, для чего предназначен горшок и/или унитаз; у ребенка имеется фазовая речь (не менее чем из двух слов); ребенок начинает демонстрировать свою независимость при помощи слова «нет»; ребенок понимает и готов следовать инструкциям родителей; жестами и словами ребенок в состоянии сигнализировать о потребности в осуществлении физиологического акта; ребенок умеет самостоятельно снимать, трусы, подгузник, колготки при попытке воспользоваться горшком; ребенок демонстрирует нежелание ходить в запачканном подгузнике; ребенок проявляет интерес к подражанию действиям других членов семьи в туалете.
Как только ребенок начинает демонстрировать не менее пяти-шести признаков физической и эмоциональной готовности (как правило, в возрасте около 18 месяцев), родителям следует приступать к процессу туалетного обучения (в идеале, прежде чем приступить к процессу туалетного обучения, педиатру следует провести осмотр ребенка, чтобы убедиться в том, что родители правильно оценили признаки его готовности). Родителям важно придать повседневный характер использованию горшка и заранее подобрать слова для описания отдельных частей тела, актов мочеиспускания и дефекации. Об этом следует говорить простым языком, добиваясь, чтобы ребенок также буквально воспринимал пользование туалетом. В процессе обучения необходима позитивная составляющая процесса. Постоянное одобрение и похвала являются мощными мотивационными стимулами, они крайне важны для достижения успешного результата. Например, можно установить «доску почета», к которой ребенок приклеивал бы золотую звездочку при каждом успешном пользовании горшком. Такая тактика укрепляет у ребенка чувство гордости и уверенности в себе на всех этапах приучения к горшку. Если происходит неизбежный сбой или «неожиданность», родителям следует проявить уверенность в успехе, что в следующий раз ребенок попросится на горшок. Если случилась «неожиданность», ребенка нельзя ругать. Родители должны отнестись к этому спокойно и во время уборки направить усилия на то, чтобы подбодрить ребенка.
Если ребенок проявляет интерес или готовность к пользованию горшком, то наступает подходящий момент для того, чтобы познакомить ребенка с ним и его назначением (а также провести параллель с настоящим туалетом/унитазом). Следует объяснить ребенку, для чего предназначен горшок, окружив его любимыми книжками и игрушками. Сначала предлагайте ребенку сесть на горшок, не раздеваясь. Предлагайте ребенку посидеть на горшке после снятия мокрого или загрязненного подгузника (при этом необходимо чтобы горшок был удобным и теплым - холодное «посадочное место» может надолго испортить отношения с горшком; сидение должно повторять анатомические изгибы, желательно наличие удобной спинки - такие горшки называют физиологичными). Бывает небесполезно поместить загрязненный подгузник в горшок, чтобы продемонстрировать назначение последнего. По прошествии некоторого времени ребенка можно подводить к горшку несколько раз в день, предлагая ему посидеть на нем несколько минут без подгузника. На конечном этапе туалетного обучения ребенку предлагается выработать привычку сидения на горшке в определенное время дня (например, утром после сна, после основных и промежуточных приемов пищи, а также перед дневным и ночным сном). Необходимо фиксировать внимание ребенка не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы, как одеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, как закрыть горшок и поставить его на место. Реализация всего перечисленного с легкостью превращается в интересную игру. При помощи этого метода ребенок может за несколько недель научиться контролировать работу мочевого пузыря и кишечника.
Обратите внимание! Расставаться с подгузниками окончательно и бесповоротно не следует. Они вполне пригодятся для поездок в транспорте, ночью, на прогулке в прохладное время года, поначалу и во время дневного сна. Но всякий раз, когда проснулись сухие и быстренько уселись на горшок - обращайте внимание на то, какой ваш ребенок молодец, и в подтверждение этого очевидного факта демонстрируйте ему сухой подгузник.
Во многих случаях сложнее всего бывает добиться от ребенка использования горшка в первый раз. Ниже представлены несколько приемов, которые помогают многим родителям достичь успеха:
включение воды в раковине, когда ребенок сидит на горшке: при звуке льющейся воды может сработать рефлекс мочеиспускания; придумывание ситуации с участием сказочного героя: такой прием создает дополнительную мотивацию («твой любимый сказочный герой тоже пользуется горшком»); просьба продемонстрировать пользование горшком другому ребенку, игрушке или маме: ребенок с точностью повторит полученные уроки в туалетном обучении и наверняка использует горшок по назначению; нахождение рядом с ребенком, когда он сидит на горшке или унитазе: ребенок с большей вероятностью будет сидеть спокойно, когда на него направлено внимание родителя/ей или няни; пусть ребенок учится так, как нравится ему: если, сидя на горшке, он любит играть с игрушками или смотреть книжки с картинками, не препятствуйте этому; увлекательное занятие не будет отвлекать внимание ребенка; превращение сидения на горшке в удовольствие: игры с ребенком снимают напряжение; он непременно захочет сделать это снова (но важно, чтобы сам горшок не воспринимался как игрушка - не стоит поощрять просто игры с горшком; горшок должен восприниматься ребенком в качестве предмета совершенно определенного назначения; и в этой связи: «Вот это стул. На нем сидят» - и, по аналогии, — «Это горшок, на нем писают и какают»); позитивный настрой родителей: чем более расслабленным и непринужденным является поведение родителей, тем легче для ребенка проходит процесс приучения к горшку.
Обратите внимание! Если ребенок активно выражает отказ от пользования горшком, рекомендуется сделать перерыв в обучении на 1 - 3 месяца. Это позволит укрепить доверие и связь между родителями и ребенком. После указанного перерыва большинство детей готовы продолжать обучение. Однако, если повторные попытки не увенчались успехом или если ребенку больше четырех лет, может возникнуть необходимость в обращении к педиатру или детскому неврологу, специализирующемуся на развитии детей. Помощь детских врачей может потребоваться в изучении отношений между родителями и ребенком и в выявлении нарушений психомоторного развития.