… по данным ВОЗ, около 70% известных заболеваний инициируются эмоциональным стрессом, который неизбежно приводит к снижению иммунной резистентности и ухудшению качества жизни.
Стресс – это состояние человека, которое возникает в ответ на разнообразные внешние и внутренние сильные воздействия (стрессоры), требующие перестройки и адаптации на физиологическом, психическом и поведенческом уровнях. Стресс может быть обусловлен как физическими факторами, так и эмоциональными (психическими) факторами.
Разновидности стресса. Стресс бывает двух видов - (1) «эустресс», который повышает адаптационные возможности организма, то есть оказывает на человека положительное влияние, мобилизует его, улучшает внимание, реакции, психическую деятельность и (2) «дистресс», который оказывает отрицательное влияние на организм, также на психическую деятельность и поведение человека, вплоть до полной их дезорганизации (дистресс – патологическая разновидность стресса).
Какой вид стресса – эустресс или дистресс - возникнет у того или иного человека, зависит от таких параметров организма человека, как стрессоустойчивость и стрессодоступность. Доминирование того или иного параметра зависит от множества факторов, среди которых: состояние физического и психического здоровья, особенности личности, привычность реагирования на стрессоры, состояние системы индивидуальной психологической защиты, наличие или отсутствия социальной поддержки. Стрессодоступность повышается при недостатке сна, физической или психической истощенности, после перенесенной болезни и т.д. Несомненно, играет роль сила и длительность самого стрессорного воздействия.
Жизнь вне стресса невозможна. Помимо возможности выраженного колебания физических параметров окружающей человек среды, которые могут стать стессогенными, любое эмоционально-значимое изменение привычной жизни можно отнести к стрессовой ситуации, причем стрессорным событием может стать, как отрицательно–эмоциональная ситуация, так положительно–эмоциональная ситуация, если оно требует адаптации и приспособления к новой, непривычной ситуации. Примером очевидно позитивных стрессовых событий могут быть: рождение ребенка, поступление в институт, получение более высокой должности, покупка квартиры, и т.д.
Эмоциональный стресс. Представления об эмоциональном (или психическом) стрессе сформировались благодаря тому, что в исследованиях была установлена роль психических факторов в развитии состояния стресса. Многолетние исследования психического стресса подтвердили общность физиологических изменений, возникающих при физиологическом и психическом стрессе, и, в то же время, позволили говорить о некоторых важных различиях в механизмах их формирования. Если физиологический стресс возникает в связи с непосредственным физическим воздействием, то при эмоциональном стрессе влияние психических стрессоров (или комплексной стрессогенной ситуации) опосредуется через сложные психические процессы. Эти процессы обеспечивают оценку стимула и сопоставление его с предыдущим опытом. Стимул приобретает характер стрессора, если в результате такой психологической переработки стимула возникает ощущение угрозы. Обычно это имеет место в том случае, если психологическая оценка обнаруживает очевидное несоответствие между требованиями среды и потребностями субъекта, его психическими и физическими ресурсами, которые необходимы для удовлетворения этих потребностей. Субъективное отношение к стимулу, зависящее от неповторимого индивидуального опыта (в значительной мере восходящего к периоду раннего детства), личностных особенностей, характера когнитивных процессов и психического состояния, представляет собой важный психологический механизм и определяет индивидуальную значимость стрессора.
Клинические явления, обусловленные эмоциональным стрессом, можно разделить на: (1) острые стрессовые реакции, которые возникают после сильного травматического переживания исключительно угрожающего характера и завершаются в течение дней, а иногда и часов; (2) посттравматические стрессовые расстройства, которые представляют собой затяжную, непосредственную или отставленную реакцию на подобного рода переживание; (3) реакции адаптации, при которых прослеживается четкая связь (в том числе и временная) со стрессовым событием, влекущим за собой более или менее выраженное жизненное изменение; (4) невротические состояния и личностные декомпенсации, при которых обычно обнаруживается зависимость от повторного или хронического воздействия стрессоров («жизненных событий»), трудно разрешимых эмоциональных проблем, интрапсихических конфликтов, длительного нарастания фрустрации и психического напряжения. При невротических состояниях и личностных декомпенсациях роль предшествовавшего опыта и особенностей личности, которые определяют индивидуальную уязвимость, наиболее выражены. Значение эмоционального стресса при этих состояниях очевидно, поскольку стресс не связан с одной конкретной и явной ситуацией, а реализуется в более широком жизненном контексте.
Эмоциональный стресс может перейти в эмоциональный дистресс, универсальными признаками которого являются: (1) во-первых, непродуктивная тревога, которая нарушает когнитивные и вегетативные процессы, а также ухудшает внимание и память, снижает работоспособность, повышает раздражительность и вызывает избыточное мышечное напряжение, снижает аппетит, нарушает сон; (2) во-вторых, признаком эмоционального дистресса является формирование психовегетативных нарушений, которые в свою очередь очень разнообразны и могут проявляться симптоматикой дисфункции практически во всех органов и систем организма: изменение колебание артериального давления, повышение частоты сердечных сокращений, ощущение пульсации, ощущения нехватки воздуха, тошнота и позывы на рвоту, снижение аппетита, диспептические явления или запоры, повышенная потливость, озноб (синдром ознобления), ощущение жара или холода, ощущение головокружения, учащенное мочеиспускание.
Эмоциональный стресс является одной из важнейших медико-социальных проблем. Как достоверно установлено, эмоциональный дистресс вызывает развитие многочисленных заболеваний, таких как сердечно-сосудистые, язвенно-дистрофические, невротические, онкологические, иммунодефицитные и т.д. Эмоциональный дистресс представляет реальную опасность для жизни и здоровья людей, так как во многих случаях является причиной внезапной сердечной смерти, инфаркта миокарда, гипертонических кризов, нарушений сердечного и мозгового кровообращения, образования язв в желудочно-кишечном тракте.
Лечение эмоционального дистресса. Снижение проявлений полисистемных стрессорных реакций должно проводиться на самых ранних этапах до развития собственно тех или иных патологических состояний, то есть до развития дистресса. Значительную роль в лечении стресс-индуцированных тревожных реакций и психовегетативных проявлений играют психотерапия, аутогенная тренировка, лечебная физкультура, физио- и фитотерапия. При развернутых клинических состояниях используется лечение психотропными средствами в основном антидепрессантами, транквилизаторами
Профилактика эмоционального стресса (и дистресса) заключается в способности предвидеть возможные стрессовые события и осуществлять те необходимые мероприятия, которые помогут предотвратить развитие стрессовой ситуации (необходимо соблюдать основной принцип «школы выживания»: предвидеть, избегать, действовать). Но если, ситуация складывается таким образом, что стрессовое событие неизбежно, то необходимо себя к нему подготовить, чтобы адекватно противостоять «стрессу», максимально ослабляя в будущем его патогенное воздействие (необходимо любой ценой избегать возможного дистресса), а это возможно осуществить, если человек подготовит себя к предстоящему стрессовому событию. Рассмотрим основные приемы методы ослабления «предстартовой (предстрессовой) лихорадки», мешающей рационализации поведения в стрессовой ситуации, а соответственно мешающей ее преодолению, но способствующей развитию дистресса.
Метод рационализации предстоящего события. Для этого следует максимально детально представить ситуацию, которая вас ожидает: где произойдет волнующее вас событие, во что вы будете одеты, что вы будете говорить, во что будет одет собеседник, что он будет говорить. В реальности детали могут быть не такими, однако это неважно. В результате у вас снизится уровень неопределенности и, как следствие, снизится повышенный уровень эмоций, мешающий работать.
Метод избирательной позитивной ретроспекции (полезен для тех, кто часто сомневается). Вспомните ситуацию, в которой вы решили свою проблему и можете гордиться собой и своими действиями. Запишите все комплименты, которые можете себе сделать. Теперь подумайте, если вы раньше уже успешно решили подобную задачу, то есть все основания полагать, что и с настоящим заданием вы справитесь так же успешно.
Метод избирательной негативной ретроспекции. Запишите все свои провалы и проанализируйте их причины: нехватка ресурсов (если да, то каких), недостаточное планирование и т.п. Постарайтесь учесть выявленные ошибки при планировании своих действий в будущем.
Метод зеркала. В момент волнения отметьте, в какой позе находится ваше тело. Придайте ему позу уверенности. Изменение позы вызовет изменения на физиологическом уровне (организм станет вырабатывать меньше адреналина), и ваши негативные эмоции исчезнут или их уровень понизится.
Метод детальной визуализации неудачного исхода ситуации (предельное усиление). Представьте себе различные варианты исхода событий, вплоть до самого неблагоприятного. Подумайте, что вы будете делать, если реализуется наихудший для вас вариант развития событий. Аналогичным образом спланируйте свои действия при других исходах. В результате вы снизите уровень неопределенности, который и провоцирует обычно лишние эмоции.