… бронхиальная астма является самым известным психосоматическим заболеванием.
Отношения между эмоциями и бронхиальной астмой весьма сложны. Известно, например, что обострения астмы часто связываются с периодом повышенной эмоциональности. Причинно-следственные отношения, связывающие астму с эмоциональностью, до конца не ясны. неясно, например, предшествует ли высокая тревожность астме либо она складывается как результат постоянного страха удушья (Horton et. al., 1978).
Выделен ряд объяснительных моделей, а также опосредующих физиологических звеньев, связывающих астму с эмоциональностью (обзор Lehrer et. al., 1993). Среди возможных механизмов связи бронхиальной астмы и эмоций выделяют, например, мало что проясняющий эффект «индивидуальной стереотипии ответа» (Lacey and Lacey, 1958), предиспозиции, обнаруженной у астматиков, - отвечать стереотипно (бронхоспазмом) на самые разные по своей природе стрессоры.
Определенный свет на данную проблему проливают представления о функциональной организации центрального дыхательного механизма с его афферентными системами (Бреслав, 1984; 1994). Характеризуя особенности регуляции дыхания в различных условиях, в том числе и под влиянием экстремальных факторов, исследователи говорят о вариабельности типов (паттернов) дыхания у отдельных индивидов, о способности человека осознанно контролировать свои дыхательные движения. Под паттерном дыхания подразумевается совокупность параметров, характеризующих объемно-временные отношения дыхательного акта (Бреслав, 1984).
Компоненты дыхательного паттерна включают: (1) частоту дыхательных циклов в 1 минуту; (2) длительность одного цикла, его инспираторной и экспираторной фаз; (3) долю выдоха в общей длительности цикла, так называемый полезный цикл; (4) дыхательный объем, или глубину дыхания; (5) средние и пиковые скорости инспираторных и экспираторных потоков; (6) легочную вентиляцию, или минутный объем дыхания.
По соотношению частоты и глубины дыхания различают следующие типы паттерна: (1) нормопноический, со «средними» показателями; (2) тахипноический, с относительно частым и поверхностным дыханием; (3) брадипноический, с глубоким и редким дыханием (Бреслав, 1984).
Эта классификация дает возможность установить характерные закономерности реакций дыхания на функциональные нагрузки. Исследователи неоднократно обращались к вопросу о том, в какой мере индивидуальные особенности паттерна дыхания и его реакций на те или иные стимулы являются врожденными, генетически обусловленными, а в какой – приобретенными в ходе онтогенетического развития. Оказалось, что такие показатели, как бронхиальная проходимость и нейрогенный драйв, обусловлена главным образом влиянием факторов среды.
Особенностью респираторной функции человека является изменчивость уровня легочной вентиляции и, в особенности, паттерна дыхания, «Мы чувствуем так, как мы дышим», справедливо утверждал известный психолог П.П. Блонский. Лабильность дыхательного паттерна, характерные реакции дыхания на эмоциональные воздействия – все это, так или иначе, привлекало внимание исследователей. Известно, например, что медитация ведет к снижению частоты дыхания и повышению его регулярности, облегчает его произвольную задержку. Чтение текста или слушание рассказа сопровождается учащением дыхания, причем музыкальный ритм (или звуки дыхания другого человека) может становится пейсмекером («дирижером») для дыхательных движений.
В этой связи интересна одна из работ классика отечественной психологии Л.С. Выготского (1987), в которой проводилась экспериментальная запись дыхания во время чтения прозаических и поэтических отрывков, имеющих разный ритмический строй. Л.С. Выготский так описывает особенности дыхания, соответствующие тому или иному литературному произведению: «Заставляя нас тратить дыхание, скупо, мелкими порциями, задерживать его, автор легко создает общий эмоциональный фон для нашей реакции, фон тоскливо затаенного настроения. Наоборот, заставляя нас как бы выплеснуть разом весь находящийся в легких воздух и энергично вновь пополнив этот запас, поэт создает совершенно иной эмоциональный фон для нашей эстетической реакции».
Ярко выраженное состояние тахипноэ наблюдается в состоянии тревоги, при интеллектуально-эмоциональном напряжении (Бреслав, 1984). При крайних степенях стрессового состояния тахипноэ может перерастать в бурную гипервентиляцию, непременным спутником которой становится резкая гипокапния, в свою очередь ведущая к нарушению мозгового кровообращения. Тенденция к подобным реакциям лежит в основе довольно распространенного явления – гипервентиляционного синдрома. Этот синдром зачастую провоцируется психогенными факторами (Вейн, Молдовану, 1988) или тяжелой физической нагрузкой, сопровождается тревожным состоянием с вегетативными расстройствами и проявляется в неспособности задержать дыхание и склонности к тахипноэ (Вейн, Молдовану, 1988).
Впрочем, длительную гипервентиляцию и сопутствующую гипокапнию можно наблюдать и как проявление эмоционального состояния человека перед обычным клинико-физиологическим исследованием (Бреслав, 1994). В этой связи необходимым условием правильности измерений параметров дыхания является исключение, по возможности, всех посторонних раздражителей: исследуемого отгораживают от аппарата, создают приятный музыкальный фон.
Связь между активностью высших отделов мозга и центрального и центрального дыхательного механизма – двусторонняя. Иначе говоря, помимо влияния, которое оказывают надстволовые структуры на дыхание, последнее в свою очередь оказывает многообразное влияние на различные функции центральной нервной системы. Начиная с древней системы йога, стремятся использовать влияние режима дыхания на процессы высшей нервной деятельности для управления психическим состоянием человек, в частности, при бронхиальной астме (Backe, 1990).