Ежедневная, привычная ситуация для врача – поступление пациента в стационар или посещение пациентом поликлиники. Врач и пациент – один на один, видят друг друга впервые, ничего друг о друге не знают пока не начнется диалог, естественно если ситуация не ургентная. «А что тут нового?» – спросите Вы. Да вообщем то ничего. За исключением одного очень важного обстоятельства, которого если не учесть, то общение так и останется общением, а не конструктивным диалогом, в котором ведущим должен быть врач. Врач, ведомый целью торжества истины, выражением которой (опуская все промежуточные этапы клинического мастерства) должно стать – точный диагноз, а как следствие (точный диагноз предполагает адекватное лечение) ощущение пациентом своего физического и социального благополучия. Так вот, этим важным обстоятельством является умение видеть и профессионально (клинически) структурировать то, что мы слышим, умение переводить вербально выраженные переживания и ощущения пациента в феномен болезни, необходимо организованный в пространстве и времени и подтвержденный доказанным фактом выявленного отклонения от нормы посредством всевозможных дополнительных методов исследования, но никак не наоборот. Выражением всего этого сказанного является известное всем выражение: «лечить не болезнь, а человека». На мой взгляд, более точно было бы выражение - «лечить не болезнь, а феномен болезни». Лечить феномен, который есть результат «патологической активности» (болезни) конкретного пациента, в конкретном пространстве и конкретной временной последовательности событий на грани его внутреннего и внешнего пространства и влияния первых и вторых (т.е. событий внутренних и внешних) на него самого. Не всегда требуется лечить выявленный патологический синдром, иногда достаточно создать «здоровое», саногенетическое окружение (пространство) в рамках необходимой длительности саногенеза (время) – этот вывод есть результат феноменологического анализа.
Жалобы и выявленные симптомы – не являются болезнью, данные лабораторного и инструментального исследования (не следует безаппеляционно полагаться на ультрасовременные методики МРТ, КТ, ПЭТ и т.д.) – так же не являются болезнью. Это всего лишь констатация факта или фактов отклонения от нормы, но не более того. Так что же такое болезнь? «Болезнь» – феноменологически есть «процесс и результат этого процесса» (не вдаваясь в подробности определения болезни по ВОЗ), которое на практике подменяется ложным ее пониманием в виде «вербально-символьного средства» профессиональной коммуникации вследствие профессиональной экономии, оптимизации и стандартизации. За этим теряется собственно обладатель болезни – человек. Феномен болезни – это видение проблемы пациента с точки зрения деформации его внутреннего и внешнего пространства патологическим процессом (то есть во времени), преодолевшего всевозможные механизмы адаптации и саногенеза. Лечить человека – значит лечить феномен болезни, кто лечит болезнь – лечит лишь организм. Организм не является абсолютно определяющим активное поведение и адаптацию человека в социуме и материальном мире, «последнее слово» за «человеком как личностью». Даже у пациента с тяжелой патологией можно создать "самоощущение" и поведение (активность) соответствующее критериям нормы (методы реабилитации, реадаптации, психотерапия и т.д.).
Относительно медицинской (клинической) практики, "познать человека" (как личность) можно только в беседе с ним, а познать его феномен болезни – только в грамотно построенном профессиональном диалоге.
Можно ли поставить диагноз и вылечить человека (пациента) не беседуя с ним, а располагая лишь всеми доступными методами диагностики (допустим, пациент в коматозном состоянии, в нашем рассуждении потенциально курабельной этиологии). Ответ – поставить диагноз можно, а вылечить нельзя. Можно лишь компенсировать патологический процесс дополнительным применением медицинских средств (синдромальный подход к терапии), вылечить можно только после познания всего феномена болезни, а это значит познать все условия и обстоятельства, критическое напряжение внутреннего мира человека и окружающего его пространства (наполненного потенциальными факторами агрессии), которые и создали то основание будущего «здания» болезни.
То есть основной инструмент врача является «беседа» (которая не только служит цели диагностики, но и часто – лечению).
Как мне представляется, беседа является способом сбора информации, которая прямо или косвенно может и должна указывать на возможные причины заболевания, возможный или вероятный патогенез заболевания, особенности появления болезненных симптомов, их развитие (патокинез, патоморфоз) в пространстве и времени. Что подводит врача к его основной цели – нозологии, т.е. к диагнозу. Диагноз – это «вершина анализа болезни» пациента, фигурально выражаясь – вершина пирамиды, с которой «видно» и доступно анализу все широкое основание болезненного состояния, видны все грани истории болезни. Все многообразие полиморфной и «эклектичной» гетерогенной симптоматики сводится в вершину пирамиды – в «точку зрения» врача, которая и определяет все последующие мероприятия. Пирамида, как многогранная фигура с несколькими вершинами – актуальными данностями – лишь выражение действительной и реальной патологической поливалентности, возможная инертность, которой определяется достигнутой компенсацией в ходе адаптации посредством лечебных мероприятий или естественных саногенетических механизмов. Посещение пациентом врача – это выход из равновесия, это интервенция патологии в его духовный мир и окружающий его социум. Это экспрессия конвергирующих граней патогенеза «вверх», к вершине пирамиды, к точке, которая может быть генетически запрограммированной потенцией, ждущей своего времени реализации и реализованной в факте заболевания, либо к точке, являющейся результатом критического соотношения «внешних и внутренних вредностей». Вершина – это концентрация сущности заболевания и выраженная в психосоматическом статусе пациента с одной стороны и заключении врача (по крайней мере к этому надо стремиться) – с другой. Вершина – это точка отсчета, центр осей координат, которая позволяет всю совокупность симптоматики соотносить с центром проблемы пациента и видеть основное среди многообразия второстепенного, вторичного, а, следовательно, является неким маяком на пути к истинной цели. Достичь этой вершины и стоять над болезнью и в центре болезни – и есть цель диалога, т.е. постичь феномен болезни.