… раздел из курса лекций (для студентов и аспирантов медицинских вузов) «Философия человека»; автор: доктор философских наук, доктор юридических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор Наталья Николаевна Седова.
Философскую антропологию отличает одна общая и весьма сильная установка – любовь к человеку. Она обеспокоена не просто сохранением условий его бытия, а тем, чтобы это было благополучное бытие. Поэтому в ней уделяется большое внимание вопросам медицины и здоровья.
Каковы принципы отношения философской антропологии к медицинским проблемам? Среди современных философов-антропологов очень многие имеют высшее медицинское образование. Преимущественно это психиатры и педиатры. Кроме того, все они имеют прекрасную биологическую подготовку. Врачи начинают заниматься философией тогда, когда им тесно в рамках своей профессиональной деятельности, когда она ставит перед ними вопросы, на которые у медицины нет ответов. Поэтому неудивительно, что философская антропология возникла еще и как объясняющая теория медицины.
Исходным пунктом отношения к медицинской проблематике в философской антропологии является констатация онтологической тождественности физиологических и психических процессов. Физиологическое и психическое – лишь две стороны одного и того же жизненного процесса. Отсюда задача медиков – выяснить, насколько одно и то же поведение организма может быть вызвано или изменено, с одной стороны, внешними физико-химическими раздражениями, а с другой – психическими стимулами (внушение, гипноз, всякого рода психотерапия, изменения социальной среды), от которых, по мнению М. Шелера, зависит гораздо больше, чем думают.
В философской антропологии учитываются (но считаются неполными, односторонними) как западная техницистская традиция в медицине – путь к человеку через тело, так и противоположная, восточная традиция – путь к человеку через душу. Проблема в том, чтобы найти «золотую середину». И все-таки в свих медицинских экскурсах представители философской антропологии чаще основываются на том факте, что у человека основная доля ассимиляционного материала идет на нервную систему, а у животных – на другие органы.
И здесь мы отмечаем существенное расхождение с медицинскими подходами к человеку, которые либо не рассматривают эти вопросы, либо решают их в вероятностном плане, вне связи с практикой. Это связано с тем, как сама медицина рассматривает человека.
Из чего складывается специфика медицинских представлений о человеке? Из следующих положений:
1. Человек является основным предметом медицинского знания.
2. Знания о человеке в медицине складываются опытно-эмпирическим путем.
3. Цель медицины – практическая деятельность, поэтому она востребует из других наук только те данные о человеке, которые обеспечивают успех этой деятельности.
4. Западная традиция в медицине, в русле которой проводится обучение в наших вузах, ориентирована на операции с организмом, более того – с отдельными органами и системами.
5. Каждая медицинская система имеет своим предметом не человека в целом, а отдельные части, системы, структуры.
Все это приводит к тому, что целостной концепции человека в медицине нет. До недавнего времени она и не была нужна, поскольку человек может решать только те задачи, которые сам себе поставил. Это значит, что, располагая методами воздействия на организм в целом, медицинские дисциплины не нуждались в целостном представлении о нем. Кроме того, каждая из них еще не исчерпала своих возможностей.
Почему сейчас возникла потребность медицины в целостной концепции человека? Во-первых, в результате технологического скачка человек приобрел возможность глобального воздействия на окружающую среду. Соответственно, изменился его персональный статус. Он стал ценностью, существование которой во многом обуславливает существование биосферы.
Во-вторых, в результате того же научно-технического прогресса, который, кстати, принес с собой и новые болезни, человек все больше высвобождается из процесса производства, все больше времени у него остается на самого себя. Если раньше он занимался исключительно добыванием средств к существованию, то теперь он все больше занимается добыванием средств к хорошему существованию. Медицина – одно из таких средств. Потребность в ней возрастает. Но не в такой медицине, которая была раньше. Больному (и здоровому) теперь нужен не только врач, который вылечит его от головной боли или радикулита. Ему нужен врач, который поможет понять причину и последствия болезни, откроет человеку его самого, будучи интеллектуальным партнером.
И здесь эти потребности изменившегося человека наталкиваются на то, что каждый узкий специалист в медицине занят своей областью, продолжает видеть в человеке организм, а не личность. Это происходит потому, что ни одна медицинская дисциплина не дает целостного представления о человеке. Но медицинские дисциплины и не должны этим заниматься, иначе исчезнет их предмет. Человек в зеркале медицины предстает в мозаичной форме. Кроме того, в медицинских науках преобладают знания о патологии, тогда как представления о норме носят условный характер и служат в основном как сравнительный материал.
Следовательно, медицина не имеет целостной концепции человека потому, что
а) сама не является целостной наукой;
б) не должна (по определению составляющих ее дисциплин) представлять человека в целом.
И здесь мы сталкиваемся с неразрешенным пока противоречием. В медицине нет целостной концепции человека, потому что ее и не должно быть. Но врач должен обладать целостным представлением о человеке, потому что его деятельность основана на непосредственном контакте с ним. Более того, как мы отметили, современный пациент предъявляет требования относиться к нему как к целостной, уникальной личности.
Есть еще один момент, чрезвычайно важный в современной врачебной деятельности. дело в том, что современные методы лечения уже достаточно совершенны, чтобы затрагивать тончайшие структуры человеческого организма, вмешательство в которые грозит изменением гомеостазиса. А поскольку все три структурных уровня в человеке – организм, психика, личность – тесно связаны, это означает ни много ни мало вмешательство в личность. Насколько может врач позволить себе такое вмешательство? Может ли он, не представляя себе человека в целом, представить последствия своего вмешательства в его организм? Очевидно, нет.
Из всего сказанного ясно, что в современных условиях профессиональные проблемы врача выходят за рамки медицины.
Какими же знаниями должен обладать сегодня врач, чтобы соответствовать своей профессии? Он должен:
1. Знать, что такое человек, в чем его сущность.
2. Представлять себе человека как систему.
3. Детально знать организм и принципы его функционирования.
4. Иметь специальные знания в той сфере медицинской деятельности, которой он профессионально занимается.
5. Обладать навыками воздействия не только на организм, но и на психику, на личность.
Первую и вторую проблемы, опираясь только на медицинские знания, решит нельзя. Это задача философии человека. Третья и четвертая – проблемы собственно медицинского образования. А вот последнюю проблему можно решить только совместными усилиями философии и медицины.