Медицинский портал для врачей и студентов
  • Главная
  • Медицинские фильмы
  • Истории болезней
  • Контакты

Принципы питания детей

… здоровье детей и подростков в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации, являясь при этом, наряду с другими демографическими показателями, чутким барометром развития страны (Академик Российской Академии Образования, Директор Института возрастной физиологии РАО, доктор биологических наук М.М. Безруких).

… ребенок должен питаться теми продуктами, которые являются для него наиболее естественными в соответствующем возрасте. И, наверняка, отсутствует надобность доказывать кому-либо, что нет и не может быть для новорожденного ребенка ничего более ценного (естественного), чем материнское молоко.



Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма. Нормальное развитие и рост ребенка зависят в первую очередь от того, насколько его организм обеспечен необходимыми питательными веществами. Правильное питание является основным фактором в предупреждении и лечении многих заболеваний.

При организации питания детей необходимо учитывать особенности развития и функционирования пищеварительной системы и всего организма для конкретного возрастного периода, а также потребность организма в питательных веществах. поскольку он особенно чувствителен ко всяким нарушениям, как в количественном, так и в качественном составе пищи. При неправильном питании различные болезненнее состояния возникают тем чаще, чем меньше возраст ребенка.

В ОСНОВУ ПРАВИЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПОЛОЖЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ:

1. Регулярный прием пищи через определенные промежутки времени – главное условие, с которого необходимо начинать организацию питания ребенка. Это способствует установлению взаимодействия между пищевыми центрами и секреторным аппаратом желудка, а значит, благотворно влияет на функционирование пищеварительного тракта, деятельность всех отделов которого тесно взаимосвязана.

2. Питание ребенка должно соответствовать уровню развития и функциональным возможностям организма в конкретный возрастной период, то есть необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы и всего организма в целом. Характер и режим питания должны изменяться в соответствии с возрастом.

3. Питательные вещества (белки, жиры, углеводы), поступающие в организм вместе с пищей, должны находиться в определенном соотношении между собой. Для грудного возраста это соотношение составляет 1:3:6, для дошкольного - 1:1:3(4), для школьного - 1:1:4(5).

4. Питание должно быть индивидуальным с учетом особенностей организма ребенка, состояния его здоровья, реакции на пищу и др.



ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 1 ГОДА


По своему составу и свойствам молозиво и грудное молоко являются наиболее ценными продуктами питания для ребенка периода новорожденности и грудного возраста. Грудное молоко – основная еда ребенка в течение первых 5-6 месяцев жизни, однако потребности быстро развивающегося детского организма в питательных веществах постоянно возрастают, в связи, с чем изменяется и характер питания.

Начиная со второго месяца в рацион ребенка постепенно вводят осветленные фруктовые соки (яблочный, черносмородиновый, вишневый) и фруктовые пюре, чтобы к концу второго месяца ребенок получал 30 мл (6 чайных ложек) сока и 20 г (4 чайные ложки) пюре в сутки.

На третьем месяце основным продуктом питания остается грудное молоко, но ассортимент используемых соков расширяется. Ребенку можно давать сливовый, клюквенный, персиковый, айвовый, абрикосовый, гранатовый, морковный, свекольный, черничный и брусничный соки. Суточное количество их остается прежним – 30 мл.

Начиная с четвертого месяца ребенку можно давать соки с мякотью в объеме 30 мл и несколько увеличивать суточное количество фруктового пюре – до 40 г. С 3,5 месяцев в рацион вводят сваренного вкрутую яичного желтка. !!! В первые 4 месяца ребенок получает шестиразовое питание.

На пятом месяце грудное молоко уже не может обеспечивать пищевые потребности организма ребенка, поэтому вводят первый прикорм в виде овощного пюре, которым, увеличивая объем до 150 г, заменяют одно кормление грудью, а ребенка постепенно переводят на пятиразовое питание. В овощное пюре целесообразно добавлять яичного желтка. Одновременно с прикормом в рацион вводят творог, начиная с 3-5 г, и постепенно доводят его количество до 20 г. Объем фруктовых соков увеличивают до 40-50 мл, а количество фруктового пюре – до 50 г.

С шестого месяца вводят второй прикорм в виде каши (5%-ная, а затем 10%-ная), объем которой постепенно доводят до 150 г, и заменяют ею еще одно молочное кормление. Объем фруктовых соков увеличивают до 50-60 мл, фруктовое пюре – до 50-60 г.

На седьмом месяце в рацион ребенка дополнительно вводят мясной бульон в объеме 20 мл, который дают вместе с овощным пюре. К концу седьмого месяца добавляют отварное мясо и субпродукты – печень, язык в количестве 20-30 г, которые перед приготовлением блюд измельчают, дважды пропуская через мясорубку. Суточное количество творога составляет 40 г.

Количество грудного молока у матери к восьмому месяцу жизни ребенка существенно уменьшается, что требует как увеличения объема пищи, так и изменения ее количественного состава. В этот период в рацион ребенка включают новый для него продукт питания – кефир, которым заменяют еще одно молочное кормление. Объем всех блюд увеличивается: овощных пюре и каш – до 170 г, мясного бульона – до 30 г, мясного пюре – до 50 г, фруктовых соков и пюре – до 70 г. Объем творога по-прежнему составляет 40 г. В бульон добавляют сухари или 5 г белого хлеба. Кормление грудью в это время производят обычно 2 раза в сутки – в начале и в конце дня.

На девятом месяце объем блюд несколько увеличивается, а к десятому месяцу постепенно изменяется и способ обработки некоторых пищевых продуктов, используемых в питании ребенка. К этому времени у большинства детей уже имеются 4 зуба, что позволяет готовить ребенку более грубую пищу и приучать к ее пережевыванию. Вместо потертых мясных блюд можно готовит фрикадельки, которые подают в бульоне, супе или с овощным пюре.

К одиннадцатому месяцу количество молока у матери значительно уменьшается и его обычно хватает не больше чем на одно (утреннее кормление). Пищу дают ребенку более плотную, в меню постепенно включают новые блюда – запеканки, пудинги, отварную вермишель, паровые котлеты, тертые сырые овощи, кисели.

На двенадцатом месяце у большинства детей имеется уже 8 зубов, и в их рационе необходимо увеличивать количество более плотных блюд. В целом пищевой рацион ребенка такой же, как и в предыдущем месяце.



ПИТАНИЕ РЕБЕНКА ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ


После года характер питания ребенка существенно изменяется, что обусловлено возрастными изменениями, как органов пищеварения, так и всего организма в целом. К этому времени дети начинают, как правило, ходить и у них усиленно развивается мускулатура, что требует больших энергетических затрат, которые могут быть восполнены только при правильном питании.

Продолжается рост молочных зубов, ребенок уже может жевать пищу, у него развивается ее вкусовое восприятие. Эти факторы способствуют усиленной выработке пищеварительных соков в желудке, а, следовательно, лучшему перевариванию и усвоению пищи. Удельный вес жидкой и полужидкой пищи необходимо постепенно уменьшать и заменять ее более плотной. До полутора лет ослабленному ребенку лучше сохранить пятиразовое кормление, но обычно для здоровых детей организуют четырехразовое питание.

В питании детей старше года основная роль принадлежит продуктам, богатым животными белками, - молоку, молочным продуктам, мясу, субпродуктам (печень, язык), птице, яйцам. С двухлетнего возраста в рацион детей необходимо вводить салаты из вареных и сырых овощей, вареное и тушеное мясо (небольшими кусочками).



ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ


Для детей этого возраста по-прежнему важно соблюдать режим питания и определенные промежутки между кормлениями. Уже с трех лет детям можно давать пищу обычной кулинарной обработки, только без острых приправ и пряностей. Характерной особенностью рациона является увеличение в нем доли углеводов за счет крупяных, макаронных и хлебобулочных изделий, а также растительных белков и жиров. Углеводы и жиры покрывают значительные энергетические затраты, которые характерны для детей этой возрастной группы. По-прежнему, как и для детей, более младшего возраста, в питании необходимо широко использовать молоко, молочные и мясные продукты как источники животного белка, а также овощи, фрукты и фруктовые соки как источники витаминов и минеральных веществ.



ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Для школьного периода жизни ребенка, охватывающего возраст от 6-7 до 17 лет, характерны следующие особенности развития организма: интенсивный рост и связанное с этим увеличение массы костной (скелета) и мышечной тканей, сложные изменения в обмене веществ, обусловленные окончательным становлением функции желез внутренней секреции, значительная нагрузка на центральную нервную систему, в частности на головной мозг. Следовательно, для обеспечения всех этих жизненно важных процессов необходимо организовать правильное и полноценное питание, обеспечить повышенные потребности ребенка в белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных веществах.

В связи с усиленным ростом особенно важно включение в рацион продуктов, богатых белками, причем белки животного происхождения должны составлять не менее 50% от их общего количества. Столь же необходимы организму ребенка в этот период и жиры, как животные (сливочное масло), так и легкоусвояемые растительные, доля которых должна составлять не менее 20% от общего количества жиров.

В этот период жизни особенно велика потребность детей в углеводах, что объясняется как повышенными энергетическими затратами организма в целом, так и интенсивной работой головного мозга, для нормального функционирования которого углеводы, а именно образующаяся из них глюкоза, являются главным энергетическим материалом.

Обеспечить организм школьника достаточным количеством полноценных питательных веществ можно только при включении в рацион разнообразных продуктов питания.



  • Дерматология и венерология
  • Акушерство и гинекология
  • Анатомия
  • Биохимия
  • Вертебрология
  • Генетика
  • Инфекционные болезни
  • Кардиология и кардиохирургия
  • Лабораторная диагностика
  • Микробиология
  • Наркология
  • Неврология и нейрохирургия
  • Нефрология
  • Онкология и гематология
  • Оториноларингология
  • Офтальмология
  • Патологическая анатомия
  • Педиатрия и неонатология
  • Психиатрия
  • Пульмонология, фтизиатрия
  • Реаниматология и анестезиология
  • Ревматология
  • Судебная медицина
  • Терапия
  • Фармакология и фармакотерапия
  • Хирургия
  • Эндокринология
  • Различные статьи на медицинскую тематику
  • Патологическая анатомия и пат физиология
  • Главная
  • Медицинские фильмы
  • Истории болезней
  • Контакты

© 2007-2019 DoctorSPB.ru, Медицинский портал для врачей и студентов